Автомобильная промышленность России в последние 30 лет выстраивалась как часть мировой системы. Крупные иностранные корпорации возводили внутри государства свои заводы, тянули своих поставщиков, которые тоже создавали промышленные предприятия для изготовления комплектующих. Технологии и разработки применялись импортные, и сейчас с введением санкций Россия ощутила всю глубину проблемы партнерства с европейскими фирмами. Оказалось, что после приостановки их деятельности автопром не может изготавливать ряд ключевых комплектующих для машиностроения. Чем это может обернуться для выпуска продукции?
Чужие заводы
Долгое время крупные автомобильные концерны делали вид, что локализуют производства в России. Renault и Volkswagen строили заводы, которые обрастали смежниками и изготовителями ряда комплектующих. Появились моторные производства. Все это давало возможность концернам заявлять о глубокой локализации и получать преференции от правительства. Однако в реальности дело обстояло недостаточно хорошо.
В России существовали сборочные производства, которые изготавливали технические узлы из импортных деталей и по иностранным технологиям. На конвейеры заводов в Калуге комплектующие шли из всего Европейского союза, а именно из Польши, Чехии, Германии, Франции, Словакии и прочих мест, однако двигатели назывались российскими.
Продукция для АвтоВАЗа
К примеру, шатунно-поршневую группу для российского 1,6-литрового мотора производит американская компания Federal Mogul, имеющая фабрику в Тольятти.
На Lada Vesta устанавливается французская 5-ступенчатая механическая коробка передач JH3−510. Трансмиссия полностью изготавливается в Тольятти из импортных комплектующих и по документам считается российской продукцией. Диск и корзина сцепления на Vesta поступает от немецкого бренда LuK, входящего в глобальную структуру концерна Schaeffler. Фирма имеет производство в России в городе Ульяновске. Этот же поставщик изготавливает детали для многих отечественных предприятий, включая Renault и УАЗ.